Введены в действие с 01.09.1996
Настоящие технические условия распространяются на пиловочные бревна,
поставляемые из России в Финляндию, и устанавливают: требования
к размерам и качеству, методы измерений, контроля качества и правила
приемки бревен в Финляндии.
Изложенные ниже требования и правила являются обязательными, если
в контракте содержится ссылка на Технические условия. К контракте
могут быть установлены другие обязательные для сторон требования
и правила.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Заготовка и хранение
Бревна должны быть заготовлены из растущих деревьев в год действия
контракта. При хранении должно быть исключено поражение древесины
червоточиной и синевой. Применение химических средств защиты не
допускается.
В контракте должен быть указан период времени в течение года,
когда допускается заготовка пиловочника.
1.2. Порода
Контрактом могут быть предусмотрены следующие требования к сортировке
пиловочных бревен по породам:
Сосна - 100 %
Ель - 100 %
1.3. Диаметр и длины бревен
Размеры Сосна Ель
Диаметр бревен с корой, см:
в верхнем торце не менее
в нижнем торце не более
15,0
55,0
16,0
55,0
Номинальная длина, дм 40 до 58 от 43 до 58
Градация изменения Номинальной длины устанавливается в контракте
устанавливается в контракте
1.4. Требования к порокам
Сучки:
диаметр открытых сучков не более:
• здоровые 60 мм
• сухие 40 мм
• гнилые 30 мм
высота вздутия заросших сучков - не более 20 мм.
Пасынок: не более 1 штуки на бревне, без гнили, диаметром не
более 40 мм.
Кривизна:
• сложная и местная - не допускается,
• простая равномерная - стрела прогиба не более 1,0 % от длины
бревна.
Трещины:
• простые метиковые - длина на торце не более 0,33 диаметра верхнего
торца,
• сложные метиковые, отлупные, морозные, трещины от усушки - не
допускаются.
Прорость и сухобокость:
• у срединных бревен не допускается,
• у комлевых бревен допускается без гнили, не проникающие во вписанный
цилиндр и глубиной не более 30 мм.
Механические повреждения: допускаются не проникающие во вписанный
цилиндр и глубиной не более 30 мм.
Гниль, синева, червоточина, ребристая закомелистость, рак, истечение
смолы, двойная вершина, двойная сердцевина - не допускаются.
1.5. Обработка
Бревна поставляют в коре.
Высота остатков сучьев (от коры) не более 20 мм.
1.6. Загрязнения
Не допускается загрязнение бревен сажей, углем, металлом, пластмассой,
химикатами.
Мощность дозы гамма излучения не должна превышать 0,7 микрозиверта
в час (70 микрорентген в час) с учетом естественного радиационного
фона при прямом контакте дозиметра с корой или древесиной. При
нарушении этого условия партию возвращают продавцу за его счет.
2. ПОГРУЗКА В ВАГОН
Бревна грузят только в исправные открытые полувагоны или на платформы
плотными штабелями. Не допускается погрузка в полувагоны, не очищенные
от угля или остатков других грузов.
Грузополучателям не требуется крепежный реквизит для разгрузки
вагонов и приемки бревен. Крепежный реквизит, используемый Грузополучателями
для разгрузки вагонов, отдельной плате не подлежит.
Погрузку бревен в вагоны производят без применения прокладок,
а также прокладок между прямоугольной частью штабеля и шапкой.
Использование многооборотных строп не допускается.
Погрузку бревен в вагоны производят с использованием Финского
лесного габарита погрузки полувагонов, при поставке на приграничные
терминалы на территории России - с применением зонального габарита.
3. ИЗМЕРЕНИЕ БРЕВЕН
3.1. Средства измерений
Измерения диаметра бревен и пороков производят лесной вилкой,
рулеткой или линейкой. Цена деления не более 0,5 см, погрешность
нанесения делений не более +/- 1,0 мм.
Измерения длины бревен и измерения штабеля производят рулеткой
ил мерной рейкой. Цена деления не более 1,0 см, погрешность нанесения
делений не более +/- 2,0 мм.
Измерение массы производят весами с погрешностью взвешивания не
более 1,0 %, цена деления шкалы весов не более 0,05 т.
Предельный размер шкалы средств измерений должен превышать измеряемый
размер.
Конструкция и настройка устройств для автоматического измерения
должны обеспечивать такой же результат, как и ручные измерения.
3.2. Измерение диаметра
Диаметр бревен измеряют с корой на торце или на расстоянии не
более 3 см от торца. Диаметр измеряют в горизонтальном направлении.
У бревен с овальным поперечным сечением (при разнице наибольшего
и наименьшего диаметров более 1,5 см) следует определить среднее
арифметическое двух диаметров, перпендикулярных друг другу.
Местные пороки древесины (утолщения и сколы) не должны влиять
на результат измерения диаметра. Для исключения влияния таких
пороков измерения проводят на соседних участках бревна за пределами
влияния порока.
Если на участке измерения отсутствует кора, то диаметр измеряют
на соседних участках с сохранившейся корой или измеренный диаметр
увеличивают на толщину коры по визуальной оценке толщины коры.
Значения диаметров бревен от 16,0 см и более округляют на середину
интервала до нечетного сантиметра: доли четных сантиметров увеличивают
до целого нечетного сантиметра, а доли нечетных сантиметров отбрасывают
(Пример: от 20,0 см до 21,9 см = 21 см)
Значения диаметров бревен до 15,9 см округляют до сантиметровой
градации с округлением до ближайшего полусантиметрового деления
(Пример: от 14,0 см до 14,9 см = 14,5 см)
3.3. Измерение длины
Измерение длины бревен производят по наименьшему расстоянию между
торцами. Округление длины производят вниз до ближайшей номинальной
длины в соответствии с градацией по длине, установленной в контракте.
3.4. Классификация и измерение пороков
3.4.1. Сучки
Сучок считают здоровым, если древесина сучка срослась с окружающей
древесиной не менее чем на половине окружности поперечного сечения
сучка. Если более чем у половины окружности сучка древесина отделена
от окружающей древесины, то сучок считают сухим.
Сучок считают гнилым, если более половины площади поперечного
сечения сучка представляет собой мягкую гниль.
Диаметр сучков измеряют без коры в направлении, перпендикулярном
оси бревна.
3.4.2. Кривизна
Кривизну считают равномерной, если на любом участке бревна длиной
1 м стрела прогиба не более 10 мм. Если стрела прогиба на 1 м
бревна более 10 мм, то кривизну считают местной.
Стрелу прогиба кривизны измеряют по наибольшей длине перпендикуляра
от боковой поверхности бревна до прилегающей прямой (рулетки),
касающейся боковой поверхности бревен на вогнутой стороне бревна.
При измерении стрелы прогиба у комлевых бревен прилегающая прямая
касается боковой поверхности бревен на расстоянии 1 м от нижнего
торца.
3.4.3. Метиковая трещина
Метиковую трещину считают простой, если при сечении бревна плоскостью,
проходящей через продольную ось, трещина может располагаться в
одной половине бревна.
3.5. Методы измерения объема
Контрактом может быть предусмотрено использование Грузополучателем
одного из следующих методов измерения объема партии бревен:
• поштучное ручное измерение объема бревен по диаметру в верхнем
торце и вычисление объема по таблицам,
• поштучное автоматическое измерение объема с суммированием объема
секций (цилиндров).
• геометрический групповой метод - измерение складочного объема
штабеля и вычисление плотного объема по коэффициенту плотнодревности
штабеля,
• весовой групповой метод - измерение массы бревен и вычисление
объем бревен по коэффициенту плотности бревен.
Грузоотправители могут использовать: метод измерения объема применяемый
Грузополучателем; любой другой метод, предусмотренный настоящими
техническими условиями.
При использовании геометрического или весового методов объем бревен
в выборке для вычисления коэффициентов полнодревесности или плотности
определяют поштучными методами или методом гидростатического взвешивания
(по закону Архимеда).
Объем пиловочника измеряют с корой.
Контрактом может быть предусмотрено измерение объема бревен без
коры.
При измерении объема бревен без коры объем, измеренный с корой,
умножают на поправочный коэффициент на объем коры, который может
быть в пределах 0,85 -0,91 Применяемое значение коэффициента устанавливается
в контракте с учетом района заготовки бревен.
3.6. Поштучное ручное измерение бревен
Для вычисления объема бревен составлены таблицы объема 1 метра
длины бревна в зависимости от диаметра в верхнем торце, породы
и района заготовки (Южная Финляндия, Южная часть Северной Финляндии
и Серверная часть Северной Финляндии). В контракте на поставку
хвойных бревен должно быть указано, таблицу какого из этих районов
заготовки используют для вычисления объема бревен.
3.7. Поштучное автоматическое измерение бревен
При поштучном автоматическом измерении объема, бревно многократными
измерениями диаметра через равные отрезки длины (не более 20 см)
условно делят на секции. Объем отдельной секции равен объему цилиндра
с диаметром, равным диаметру бревна, измеренному в пределах этой
секции. Длина всех секций равна расстоянию между измерениями диаметра.
Объем бревна равен сумме объемов секций.
Результат измерения объема отельного бревна округляют до 0,001
м3, а партии бревен до 0,01 м3.
3.8. Геометрический метод измерения бревен
Измерение объема групповым геометрическим методом производят
отдельно для каждого штабеля. При измерении объема штабель находится
в вагоне или на автомобиле.
3.8.1. Объем бревен в штабеле
Объем бревен в штабеле с корой V равен произведению складочного
объема штабеля PV на коэффициент полнодревесности штабеля K.
V = PV*K
Результат вычисления объема бревен в штабеле округляют до 0,01
м3.
3.8.2. Складочный объем штабеля
Складочный объем штабеля PV равен произведению его длины L, ширины
B и высоты H.
PV = L*B*H
Результат вычисления складочного объема округляют до 0,01 м3.
3.8.3. Правило "полного ящика"
При определении складочного объема применяют визуальное выравнивание
бревен в штабеле по правилу "полного ящика": условные
стенки "ящика" располагают так, чтобы бревна или части
бревен, выступающие за стенки "ящика", поместились в
пустоты между стенками "ящика" и бревнами штабеля.
3.8.4. Длина штабеля
Для измерения длины у каждого из торцов штабеля отмечают положение
вертикальной плоскости, касающейся торцов бревен после визуального
выравнивания по правилу "полного ящика". Длину штабеля
измеряют по расстоянию между двумя метками, характеризующими положение
этих плоскостей.
3.8.5. Ширина штабеля
Для измерения ширины на середине длины штабеля отмечают положение
двух вертикальных линий, касающихся выровненных боковых сторон
штабеля. Если стойки штабеля не вертикальны, производят визуальное
выравнивание боковых сторон штабеля по правилу "полного ящика".
Ширину штабеля измеряют по расстоянию между двумя метками, характеризующими
положение вертикальных линий.
3.8.6. Высота штабеля
Для измерения высоты у каждого из торцов штабеля отмечают положение
двух горизонтальных линий, касающихся нижнего и верхнего выровненных
рядов бревен в штабеле. Если верхний или нижний ряд кряжей в штабеле
не выровнен или не горизонтальный, производят их визуальное выравнивание
по правилу "полного ящика". Высоту штабеля измеряют
по расстоянию между двумя метками, характеризующими положение
горизонтальных линий. Производят два измерения высоты с каждого
торца штабеля. Высотой штабеля считают среднее значение двух измерений.
3.9. Весовой метод измерения объема
Измерение объема весовым методом производят одновременно для
всех штабелей, составляющих вагонную или автомобильную партию.
3.9.1. Масса партии
Массу бревен в партии M определяют как разницу между массой брутто
и массой тары (вагона, автомобиля).
Результат вычисления массы округляют до 0,01 м3.
При поставке судами допускается измерение массы судовой партии
по изменению осадки судна.
3.9.2. Объем бревен в партии
Объем бревен в партии с корой V вычисляют делением массы M на
коэффициент плотности Kм.
V = M / Kм
Результат вычисления объема кряжей в партии округляют до 0,01
м3.
3.10. Измерение объема методом гидростатического взвешивания
Метод гидростатического взвешивания используют для измерения
объема бревен (с корой) в выборке. Метод базируется на законе
Архимеда.
3.11. Коэффициенты полнодревесности и плотности
3.11.1. Порядок определения коэффициентов
Коэффициент полнодревесности штабелей или плотности бревен, используемые
для вычисления объема партии, определяют Грузополучатели по результатам
выборочных измерений в следующем порядке:
• случайный отбор штабеля (при геометрическом методе), вагонной
или автомобильной партии в выборку,
• измерение складского объема штабеля по п.3.8. или измерение
массы по п.3.9.,
• измерение бревен выборки, вычисление объема по п. 3.6, 3.7,
• вычисление коэффициентов.
3.11.2. Выборка для определения коэффициентов
Отбор штабеля, вагонной или автомобильной партии в выборку должен
быть случайным. Каждый штабель или партия, поставленная по контракту
(независимо от поставщика), должна иметь равную вероятность отбора
в выборку.
Порядок отбора бревен в выборку устанавливают таким, чтобы общий
объем выборки составлял не менее 6 % от объема поставки по контракту.
Контрактом может быть установлен другой объем выборки.
3.11.3. Вычисление коэффициентов и оформление результатов
При поставке пиловочника в вагонах и на автомобилях Грузополучатели
используют скользящее среднее значение коэффициента полнодревесности
штабелей или плотности, полученные по последним пяти штабелям
или партиям бревен, включенным в выборку по данному контракту.
Скользящее среднее значение коэффициента не применяют при небольших
объемах по контракту или при небольших сроках поставки по контракту.
В этих случаях коэффициент вычисляют по всем штабелям, попавшим
в выборку по контракту.
Коэффициент полнодревесности штабелей вычисляют делением общего
объема бревен в пяти последних штабелях выборки на их общий складочный
объем.
Коэффициент плотности вычисляют делением общей массы бревен последних
пяти партий, попавших в выборку, на их объем.
Результаты измерений коэффициентов оформляют Протоколом измерений.
Покупатель направляет Продавцу Протоколы измерений по запросу
Продавца. Продавец пересылает Протоколы Грузоотправителям.
При поставке в судах коэффициенты вычисляют по случайной выборке
из судовой партии бревен.
Грузоотправители для определения объема бревен используют среднее
значение коэффициента в соответствии с последним Протоколом измерений,
полученным от Продавца.
4. КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПИЛОВОЧНИКА
Контроль качества бревен включает:
• визуальный контроль пригодности для приемки бревен в штабеле,
• выборочный поштучный контроль качества.
4.1. Визуальный контроль качества
Визуальный контроль пригодности для приемки производят внешним
осмотром каждого штабеля. Он может быть совмещен с измерением
складочного объема или массы.
Штабель бревен, признается непригодным для приемки и не подлежит
оплате, если объем бревен, не соответствующих требованиям п.1.
по визуальной оценке превышает 30 % от объема штабеля или любое
количество бревен имеет загрязнения, не допускаемые п. 1.6.
Объем штабелей бревен, не пригодных для приемки, учитывают отдельно.
4.2. Выборочный поштучный контроль качества
Выборочный поштучный контроль качества производят по штабелям,
признанным годными для приемки. Он может быть совмещен с выборочным
определением коэффициентов для измерения объема. Объем выборки
не менее 6 % от объема поставки бревен по контракту. Контрактом
может быть установлен другой объем выборки.
По результатам поштучного контроля определяют:
• объем годных бревен с корой VV,
• объем отбраковки RV- дефектных бревен.
При поставке в вагонах и на автомобилях оплату бревен производят
по выраженным в процентах скользящим средним значениям объема
годных бревен и объема отбраковки, полученным по последним пяти
штабелям бревен, включенным в выборку по данному контракту.
Скользящие средние значения не применяют при небольших объемах
по контракту или при небольших сроках поставки по контракту. В
этих случаях вычисления проводят по всем штабелям, попавшим в
выборку по контракту. При поставке в судах - по результатам выборочного
контроля бревен из судовой партии.
5. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
5.1. Приемка бревен
Приемку и оплату всех поставляемых бревен производят по результатам
измерений и контроля качества, выполненных персоналом Покупателя
(Грузополучателя) на станции назначения в соответствии с п. 3
и 4.
5.2. Отказ от приемки
Покупатель (Грузополучатель) имеет право отказаться от приемки
и оплаты штабеля бревен, если объем брака по визуальной оценке
превышает 30% от объема штабеля или любое количество бревен имеет
загрязнения, не допускаемые по п. 1.6.
В случае отказа от приемки Покупатель извещает об этом Продавец,
выгружает бревна из вагона и складирует бревна не принятого штабеля,
отделив от других бревен и отметив биркой с реквизитами Грузоотправителя
и номером вагона (автомобиля).
Продавец в течение 10 дней должен принять решение по забракованной
древесине. По истечении этого срока Покупатель вправе распорядится
забракованной древесиной без какой либо компенсации Продавцу.
5.3. Акт приемки
Покупатель в срок не более чем 7 календарных дней с даты поступления
партии бревен на станцию назначения направляет (телефаксом/телексом)
Продавцу "Акт приемки", который должен содержать:
• дату перехода границы и приемки,
• номер вагона (автомобиля),
• номер накладной,
• объем бревен и отбраковки по спецификации Грузоотправителя,
• объем годных бревен и объем отбраковки по результатам приемки.
По запросу Продавца Покупатель представляет результаты измерения
складского объема или массы.
Акт приемки служит основанием для оплаты бревен.
6. ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ
Погрешность измерений и контроля качества для общего объема бревен,
предусмотренного контрактом или поставленных за определенный период
действия контракта, признается допускаемой, если стоимость бревен
по измерениям Грузоотправителей C1 отличается не более чем на
+/- 5,0 % от стоимости по измерениям Покупателей (Грузополучателей)
C2.
| (С1-С2) / С2 | *100<= 5.0
При несоблюдении этого требования проводят инспекционный контроль
для выявления и устранения не допускаемых погрешностей измерений
объема и контроля качества бревен.
7. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОСТИ ПРИЕМКИ
7.1. Контроль измерений
Продавец, Грузоотправитель или, по их поручению представитель
нейтральной компетентной организации имеют право контролировать
измерения объема и контроля качества бревен Грузополучателем.
7.2. Корректирующие мероприятия
Если в результате инспекционных ил контрольных измерений выявятся
систематические погрешности измерений, стороны проводят мероприятия,
направленные на их устранение.
При выявлении недостатков настоящих технических условий в них
вносят согласованные изменения.
|